dennett (dennett) wrote,
dennett
dennett

Categories:
  • Mood:
Я как-то тут рассказывал, что в философии сознания есть экстравагантное направление, которое называется панпсихизм. Не умея обьяснить, как из материи возникает сознание, некоторые философы (в последнее время, довольно убедительно, Galen Strawson) говорят о том, что возможно, сама материя уже наделена сознанием - т.е. что сознанием наделены камни, термостаты, любые другие обьекты, вплоть до молекул и атомов.

Обычно, разбирая это гипотезу и указывая на некоторую ее фундаментальную диковатость, критики далее приводят еще одно соображение. Они говорят о том, что даже если каждая молекула и атом в нашем теле обладают сознанием, это совершенно не помогает в решении изначальной проблемы, ибо неясно, как из этих отдельных элементных сознаний складывается единое сознание и личность человека. Мне лично это всегда казалось довольно убедительным аргументом против панпсихизма. Я представлял себе маленькие самостоятельные сущности, капризные и своевольные, каждая тянет в свою сторону - и как же, скажите на милость, из такого бедлама может получиться мой внутренний мир?!

В прошлой записи я заметил, что одним из авторитетов-панпсихистов является Шопенгауэр.

Сейчас, по подсказке shkrobius читая замечательную книжку, внезапно осознал очевидное: еще одним видным панпсихистом является Лейбниц. Его концепция монад уж совсем близко к взглядам Строусона и Чалмерса.

Размышляя о монадах Лейбница, подумал - если оглянуться вокруг и поискать, на что более всего похожи лейбницевские монады, то ответ напрашивается сам собой - на биологические клетки. В клетке уже есть телеология - она имеет нужды, желания, она выбирает и стремится, она воспринимает и перерабатывает информацию об окружающем мире. Клетку, пусть приблизительно, можно рассматривать, как некоего отдельного независимого субьекта, наделенного сознанием.

И при этом - тут самое главное - клетки обьединяются в крупные ансамбли, организмы, которые являются чем-то большим, нежели просто конгломератами - у организмов есть своя телеология, свои цели, которые не совпадают с целями каждой из участвующих в них клеток.

В некотором роде подобным образом можно видеть и панпсихизм. Пример биологических организмов показывает, что в идее соединения автономных телеологичных сущностей в единое органическое целое нет ничего дикого.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 120 comments